Фактор Роста - викторины, олимпиады, конкурсы для школьников.
Вход в систему

«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Дата публикации: 
10.04.2021
Тип публикации: 
Презентация, Статья, Обучающие материалы
Возрастная группа: 
педагог
Тематика: 
Общая, Педагогика
Автор: 
Перегородкина Анастасия Владимировна

Во время речевой деятельности в той или иной мере функционируют практически все психические процессы, все они взаимосвязаны.
Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
(со слайда)
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок 3-4 лет легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.
Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше.
Для выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цели и задачи работы с мнемотехниками
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая)
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Известная нам мнемотехника:
Цвета радуги
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан - для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Падежи русского языка
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» - для запоминания падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
Геометрия
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Использование методов мнемотехники
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
Мнемотехника помогает развивать:
 ассоциативное мышление;
 зрительную и слуховую память;
 зрительное и слуховое внимание;
 воображение;
 связную речь;
 ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
 Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица

razvitie_rechi_i_pamyati_peregorodkina_a.v.pptx