Фактор Роста - викторины, олимпиады, конкурсы для школьников.

Вход в систему

Лэпбук "Писатели Архангельской области"

Лэпбук "Писатели Архангельской области"
Лэпбук "Писатели Архангельской области"
Лэпбук "Писатели Архангельской области"
Лэпбук "Писатели Архангельской области"
Автор: 
Кобзева Надежда Владимировна, п. Савватия Котласского района

В 2017-2018 уч. г. мы с учащимися 4 класса выполняли совместную работу по созданию лэпбука по теме «Писатели Архангельской области».
Наш Русский Север издавна славен не только своей историей и природными богатствами, но и уникальной культурой, которую создавало не одно поколение наших предков.
Богатые традиции писателей и сказителей северного края достойно продолжают современные мастера художественного слова. Но, к сожалению, в настоящее время школьники стали меньше читать и порой даже не знают наших северных писателей. Необходимо их заинтересовать процессом чтения.
Применение дидактических игр на уроках чтения в начальных классах является актуальным. Игра - простой и близкий способ познания окружающего мира, поскольку она позволяет легко привлечь внимание и длительное время поддерживать у учеников интерес, при этом обучает, воспитывает, развивает, развлекает, дает отдых. На уроках литературного чтения мы знакомимся с произведениями писателей и поэтов, в том числе и с теми, чьей родиной является Архангельская область. Нам стало интересно, какие писатели родились в Архангельской области, произведения которых написаны не только для взрослых, но и для детей.
Цель нашей работы – создание тематической папки, как вид дидактической игры, «Писатели Архангельской области» в технике лэпбук.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной теме.
2. Познакомиться с биографиями писателей, родившихся в Архангельской области, и их произведениями, посвященные детям.
3. Изготовить лэпбук.

Этапы реализации проекта.

1. Организационный.
Как и по всей России, в Архангельском крае литература возникла на основе двух полноводных источников: устного народного творчества, сокровищницей которого Русский Север стал издревле, и древнерусской книжности, развивавшейся в многочисленных северных монастырях. Имя первого и главного писателя-северянина – народ, его гению принадлежат былины, духовные стихи, песни, сказки, а также одно из главных богатств нашего края – язык.
 Федор Абрамов писал: «Народно-поэтическое творчество Севера всегда жило в дружбе с книжной культурой. Крестьяне Севера… сплошь и рядом были владельцами личных библиотек, и не случайно, что факел учености на Руси зажег крестьянский сын из-под Холмогор Михайло Ломоносов» [10].
В процессе анализа литературных источников для своей работы выяснили, что в конце 19 – начале 20 века с архангельским краем оказывается связанной судьба многих российских писателей. Так, например, Аркадий Гайдар, очень часто приезжал, жил в Архангельской области [7]. Архангельский период – яркая страница в творческой биографии писателя, ступень необходимая и важная и в росте его мастерства как журналиста, и в формировании его как самобытного детского писателя [12].
Своей поэтической родиной называл Русский Север Михаил Михайлович Пришвин, побывавший в наших краях в 1906, 1907, 1933 и 1935 годах. Северный текст Пришвина – вошедшие в золотой фонд русской литературы - книги «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «Берендеева чаща» (1935-37), «Корабельная чаща» (1954) (о Пинежье), «Осударева дорога» (1957). Поморье, по словам Пришвина, это «такое место, где человеческое дело соединяется с делом природы в неразрывное целое» [9].
В 1910 – 1912 гг. в архангельской ссылке (в Пинеге, затем на Кегострове и в Архангельске) жил Александр Грин, высланный на Север «за принадлежность к социал-революционной партии», и эти полтора года писатель считал одной из интереснейших страниц своей жизни. Красота и сказочность северной природы заворожили писателя, и впоследствии пинежский пейзаж воссоздается им в повести «Таинственный лес». В ссылке и вскоре после нее Грин создает рассказы «Зимняя сказка», «Глухая тропа», «Ксения Турпанова», «Сто верст по реке», повесть «Жизнь Гнора».
Архангельский Север стал второй родиной и для Николая Андреевича Журавлева (1935 – 1991), родившегося в Ивановской области. Привела его в пятидесятые годы в Архангельск мечта о море, стремление поступить в мореходное училище. И хотя моряком он не стал – подвело зрение, но и уезжать с берегов покоривших его Двины и Белого моря уже не захотел [10].
Творчество котласского писателя Вячеслава Чиркина занимает среди них особое место, выделяясь своей самобытностью и образностью слова.
Он родился 31 октября 1937 года в Дагестане, где от сталинских репрессий скрывался его отец. Детство и юность Вячеслава Павловича прошли в селе Красном и городе Мценске Орловской области. В детстве он с удовольствием читал книги, писал письма, изложения, сочинения, любил путешествия, охоту, рыбалку, мечтал стать геологом. А стал…строителем. Благодаря своей профессии Вячеслав Чиркин объездил всю страну. Сейчас он живёт в городе Котласе Архангельской области.
Русский Север покорил писателя красотой природы, обилием лесных даров, приветливостью жителей. Постепенно накопленный жизненный опыт, наблюдения и впечатления стали превращаться в рассказы и сказки для детей. Начав сочинять для своей внучки, Вячеслав Чиркин со временем понял, что творчество стало смыслом его жизни [9].
Это примеры всего лишь нескольких писателей, которые в течение своей жизни побывали в Архангельской области или остались в ней жить.
Для своей работы мы отобрали только тех писателей и поэтов, которые родились в Архангельской области, и чья жизнь была тесно связана с их малой Родиной (см. приложение 1).

2. Деятельностный

После ознакомления с биографиями и творчеством писателей Архангельской области сделали выборку в соответствии с поставленной задачей (см. приложение №1).
Далее ознакомление с техникой лэпбук, выбор оптимальной основы - базовой.
Следующий шаг - подбор материала и написание технологической карты (см. приложение №2) и оформление работы.
Для изготовления изделия потребовались определенные материалы и инструменты, которые отражены в технологической карте (см. приложение 2). Часть материалов были в наличии, нам потребовалось приобрести лишь некоторые из них (см. приложение 3).

3. Обобщающий

В результате работы над проектом у нас получился лэпбук, содержащий в себе несколько заданий, позволяющие в интересной игровой форме закреплять или повторять информацию о писателях и их произведениях.

Задание№1 «Найди родину писателя»
Цель: закрепление знаний учащихся о месте рождения каждого писателя.
Ход игры: Необходимо вьюнок, прикреплённый к каждой фотографии писателя, прикрепить с помощью «липы» к карте (место рождения писателя).

P.S.: Под игрой «Собери картинку» есть потайной кармашек, в который вложены правильные ответы, где родился каждый писатель.

Задание №2 «Собери картинку»
Цель: повторение произведений писателей Архангельской области.
Ход игры: В каждом цветном кармашке есть иллюстрация, разрезанная на части. Необходимо собрать иллюстрацию и назвать из какого произведения она и кто автор произведения.

Задание №3 «Найди пару»
Цель: закрепление знаний по литературному творчеству писателей Архангельской области.
Ход игры: Необходимо разложить все карточки на столе надписями вверх. Затем сложить попарно произведение и его автор.

Задание №4 «Кроссворды»
Цель: закрепление знаний произведений писателей Архангельской области.
Ход игры: Необходимо разгадать кроссворд, ответив на вопросы.

Заключение

В ходе работы над проектом мы проанализировали литературные источники по данной теме. Познакомились с биографиями писателей Архангельской области и их произведениями, посвященные детям. Изучив материал, создали тематическую папку в технике «лэпбук». Информация, полученная во время работы над проектом интересна и полезна.
Работая над проектом, мы получили знания и умения по таким предметам, как литературное чтение, окружающий мир, история, краеведение, технология, информационные технологии.
Работа над проектом показала, что мы умеем: планировать свою работу, предлагать идеи, находить нужную информацию, использовать полученную информацию, оценивать свою работу. Считаем, что поставленная перед нами цель достигнута.
При реализации проекта использовали такие методы работы, как иллюстративный, эвристический, сравнительно-исторический
Данный продукт предлагаем использовать на уроках литературного чтения, краеведения, технологии, изобразительного искусства при знакомстве с творчеством писателей Севера.

Продолжение (список литературы и приложения) в пояснительной записке (ссылка выше).